Роль эскапизма в формировании субкультурной общности

Роль эскапизма на формирования субкультурной общности.

Часто стремление убежать от общества, родителей и сверстников, реализуется в таком ёмком термине как эскапизм.
ЭСКАПИЗМ (или эскейпизм) (происходит от английского слова escape — убежать — спастись), стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения.
Эскапизм проявляется в разных сферах и чаще всего характеризуется попыткой вторичного моделирования действительности. Как отмечал, Джон Рональд Руэл Толкин в одном из своих литературоведческих исследованиях, что эскапизм в литературе выражен happy ending-ами и удивительными спасениями героев. Эскапизм он активно применял в своём творчестве. Какие же современные формы эскапизма мы можем наблюдать? Это компьютерные игры, Интернет, кино, субкультуры, некоторые теологические изыскания.
Одна из причин вступление в субкультуру, это одиночество и как следствие общее не понимание личности. Будущий неформал, чётко осознаёт в себе «лишнего человека» и на бессознательном уровне уходит от общества в закрытую общность – субкультуры. Такая форма эскапизма онтологически совпадает с поздним подростковым периодом и ранними юношескими устремлениями. Но нередко эскапизм, встречается и в более позднем возрасте.
Типологически эскапизм больше присущ романтическим субкультурам, таким как ролевики и готы, байкеры, хотя, естественно, это не обязательно.
Можно маркировать эскапизм как общую валентность для термина субкультура. Субкультуры создают замкнутую сферу. Или ты в субкультурах, или тебе сложно понять, что это такое. Это отсылает нас к атрибутивным нормам любой субкультуры. Это сленг, пирсинг, увлечение конкретным жанром музыки или группой, привязка к определённому символу и прочее. Все эти элементы моделирую из первичного поведенческого эскапизма, новую смоделированную реальность. Это реальность для любого неформала, есть искусственная оболочка для человека не субкультурного. Чаще всего неформалы это творческие люди, для которых по какой либо причине нет возможности реализоваться в маргинальном обществе. Факторы, приводящие к эскапизму: притеснения гопников, не привлекательная с точки зрения неформалов, внешность, возможные чудачества в поведении и хобби, чёткое осознание разности своего «Я» и массовой культуры. Эскапизм, помогает таким людям не замкнуться в себе, даёт шанс реализоваться в альтернативном обществе. И, как правило, у творческих людей, чувствующих негласную поддержку замкнутого субкультурного сообщества, намечаются психологические прорывы. Так рождаются дизайнеры и художники, поэты и музыканты, фотомодели и актёры, писатели и режиссеры. Естественно эскапизм, нужен им только в определённый отрезок времени, для самореализации, потом эскапизм стирается, но не исчезает полностью.
Рельефнее всего эскапические тенденции заметны в ролевиковской субкультурной среде. Там наиболее полно реализуются постулаты романтизма и виртуальной реальности. Для ролевиков реально существуют 2 и более миров.
В литературоведении данное явление носит название Маниловщины. Как показывает история изучения вопроса, эскапизм лишь отчасти зависит от социально – политических предпосылок, чаще всего он определяется психотипологией индивидуума. Опыт общения и изучения молодёжных субкультур показал, что большая часть представителей этого явления романтики и склад их ума близок философскому идеализму. Сложно представить, в какой форме может вжиться в эскапическую субкультурную общность закоренелый прагматик!? Недаром субкультуры чаще всего характеризовались исключительным свободолюбием! Эскапизм иногда отождествляют с наркотиками. Исходя из термина наркомания, это тоже некий уход в мир грёз, как и эскапизм. Но крайне не правомерно ставить знак равно между субкультурным сообществом и наркотическим! Чаще всего романтический эскапизм в субкультурах не требует таких форм ухода в альтернативную реальность. В субкультурах хватает, всяческих ролевых игр, онлайн игр, фестивалей, батлов, стритёрства и авто стопа. То есть вся направленность эскапизма культурно – просветительская и носит в мотивирующий признак. Субкультуры, как я отмечал в некоторых статьях, это динамическое явление. Неформалам нет необходимость впадать в крайности, зацикливая своё сознание на таких вещах как наркомания и игромания, всегда находиться сфера новой деятельности, которую неформал ещё не испробовал, это и бывает причиной столь частой смены внутресубкультурных интересов (перехода из одной субкультуры в другую). Эскапизм является и задерживающим фактором в субкультурном явлении. Так действует принцип дружеского плеча, а за бортом субкультуры – «серая масса обывателей». Индивидуум, попадая в эту сферу, уже не может окончательно вернуться в какой бы то ни было мир в полном смысле этого слова. Даже когда человек выходит из субкультурного сообщества, всё равно остаётся «фон» (музыка, возможно длинные волосы, одежда и т.п.)
Бывают рецидивы даже в субкультурных сообществах. Когда гиперболизированное стремление к эскапизму, не находит нужной, или той поддержки, которую считает нужной индивид. Так происходит уход в «я субкультуры». (данное словообразование моё С.А.). Я характеризую таких людей как субкультурных одиночек, без каких либо чётких привязок к субкультурам как таковым. На моей практике попадались подобные личности. Они обычно не могу дифференцировать себя как представителя той или иной субкультуры, и даже при наличии атрибутивной части субкультурного сообщества, не происходит включения в субкультурную общность данного индивидуума.
Эскапизм – это интереснейшее явление, которое вскрывает метафизику многих субкультурных явлений и рельефнее характеризует поведенческие мотивы субкультурного сообщества.
Станислав Свиридов

Уникальность, как основа любой субкультуры. Основные проблемы субкультур и пути их решения.

Уникальность, как основа любой субкультуры. Основные проблемы субкультур и пути их решения.
Основа любой Aсубкультуры – эпатаж или выделение из общей массы людей, по какому то признаку. Вход в ту или иную субкультуру обусловлен целым рядом моментов. И, порой, для отдельных субкультур, свои причины. Можно выделить: одиночество, не понимание родных и близких, искание себя, стремление к защищённости, эмоционально новые впечатления, свобода и многие другие. Каждый участник неформального движения аутентичен, и считает себя личностью. Это выражается в самопрезентацией участников субкультур. Через элементы самовыражения проявляется творческая активность. Так многие элементы атрибутики изготавливаются самостоятельно. Участники субкультур, чаще всего гуманитарии по складу ума, это способствует творческому самовыражению. Оно проявляется во всех сферах деятельности. Чаще всего пишутся стихи и проза, стихи перерастают в музыку, музыка перерастает в музыкальный коллектив. В последнее время неформалы себя реализуют всё чаще и всё активнее: так самореализация проходит через рисунки и графику, фотоработы и скульптуру, очень широко задействована дизайнерская профессия. Радует поднявшийся профессиональный уровень многих отечественных музыкальных коллективов. Улучшается манера поведения группы на сцене, а так же отслеживается во многих группах индивидуальный имидж (Catharsis, Аркона, Пикник и многие другие). Происходит прорыв и в периодических изданиях (частично оные перешли в Интернет, к примеру, Роккор). Радуют глаз интересные готические модели (к примеру, luterone). Неформальная молодёжь самовыражаясь, моделирует творчество. Но в этом самовыражении кроется основные проблемы молодёжных субкультур сегодня, а именно интерес к ним и как следствие не понимание.
Актуализация интереса к субкультурным явлениям вызвано несколькими причинами. Так в средствах массовой информации проходит всё больше материала, касающегося неформальных объединений. Безусловным прорывом в информационной блокаде, которая была в начале 2000-х годов, стал Интернет. Но Интернет стал и западнёй, большой поток информации, чаще всего не достоверной, порождает искривленное представление о субкультурах, а порой и формирует субкультуры (пример субкультуры педовок). На книжных полках стали появляться книги описывающие субкультуры. В этой области работают следующие авторы: Козлов А.А., Луков В.А., Левикова С.И., и многие другие. Способствует развитию субкультур и рост отечественных производителей атрибутики (производственная сеть «Joker») Интерес к субкультурам маркирован интересом гос. думы к молодёжным субкультурам. В частности речь идёт о возможном запрете некоторых субкультур. Так после этого в некоторых школах Санкт – Петербурга, появились объявления о запрете на использовании атрибутики и прочих субкультурных элементов в стенах школ. МВД и ФСБ заинтересовалось субкультурами, там даже после некоторой структурной перегруппировки появились специальные отделы, изучающие субкультуры. Большой общественный резонанс вызвало дело об Эмо и Готе, которые, убили и съели девушку. Естественно, дело раздутое и ярлыки вешаются без соответствующей экспертизы, но общество бурлит и рождаются мифы о субкультурах. Так излюбленный миф о том, что субкультуры это: секс, наркотики и рок-н-ролл, так преломляясь через нашу действительность, добавляется ярлык суицидальности, экстремизма и вандализма. Говорится ли о творческом потенциале участников субкультур? Нет, это ни кому не интересно. И на выходе мы получаем, субкультуры интересны всем, о них достоверно известно мало и всё погрузилось в мифологию. Так происходит мифологизация как в кругу субкультур, так и в обществе в целом. О каком, понимании может идти речь, когда не верно дифференцируются субкультуры готов и скинхедов! По факту там несколько субкультур. Скинхедов нужно называть бонхедами, а готов делить на собственно готов и гот металлистов. В этом идеологическом бардаке и приходиться вариться как участникам субкультур и исследователям, так и обществу в целом. Решается ли главная функция, заложенная в основу субкультур, через эпатаж творчески самореализовываться? Ответ очевиден. Страдают от этого только представители субкультур.
Субкультуры – это динамическое саморегулирующееся явление, которое даже при наличии внешних раздражителей, продолжает расти и развиваться. Но, закрывать глаза на очевидные проблемы не стоит. Решить целый спектр проблем неформальных движений поможет на наш взгляд субкультурный Интернет портал. Руководить порталом будут люди, понимающие социальные и культурные процессы, происходящие в субкультурной парадигме. Интернет портал будет охватывать всю сферу интересов, как представителей субкультур, так и интересующихся этим феноменом. В основу этого Интернет проекта будет заложена культурно просветительская и творчески — актуализирующая цель!
На портале будут описаны все известные науке субкультуры, будут выкладываться статьи и заметки всех ведущих специалистов. Будут представлены фото по каждой отдельно взятой субкультуре. Посредством онлайн видео, на портал будут заливаться документальные фильмы и передачи по вопросам субкультур. На ресурсе будет в свободном доступе информация по всем музыкальным группам: их биографии и дискографии. На портале будет работать форум, который будет освещать весь спектр неформальных проблем и позволит общаться участникам. На портале в рубрике афиша будут представлены анонсы выступлений музыкальных групп, предстоящие батлы, круглые столы, всевозможные тематические мероприятия и т.п. На портале будет запущена рубрика для родителей. Родители будут задавать вопросы специалистам, и получать квалифицированные ответы. Это снизит напряжения в конкретных семьях. Несомненно, на портале будет сделан Интернет магазин с атрибутикой (Рок принт, хобгоблины, joker), дисками, и литературой (журналы, книги, эзотерика). Это в некоторой степени снизит расходы на портал. Важным элементом портала будет возможность участников выкладывать свои музыкальные записи, стихи, картины и многое другое. Под творческую сторону проекта, обязательно будут заложены постоянные конкурсы (лучший молодой музыкальный коллектив, лучшая разработка в области атрибутики). Это, несомненно, актуализирует творческий потенциал участников портала. Будут выявлены новые перспективные музыкальные коллективы и личности. Талантливым неформалам нужно помочь «выйти в свет», для этого к сотрудничеству нужно привлекать организаторов концертов и прочих заинтересованных лиц. Неотъемлемым элементом портала будет регистрация пользователей. Она планируется двухуровневая. Для пользователей и коллективов. Несомненно, пользователям будет разрешено вести свой персональный блог.
Такой Интернет Портал будет мощным, всеобъемлющим проектом, который решит ряд проблем: развенчания мифов о субкультурах, информационная освещение в научно выверенном ключе, переориентация с негативных сторон в освещении субкультур на акцентирование их творческого потенциала. Портал в кратчайшие сроки заинтересует неформалов и исследователей, родителей неформалов и общественность.
Для реализации данного проекта, в наших наработках есть описания большинства субкультур, имеется большая библиотека по вопросу субкультур, фотоархивы, видеоархивы, связь с крупными сетями, которые реализуют атрибутику, опыт работы по раскрутке сайтов. Если этот проект будет реализован, в ближайшее время мы решим ряд ключевых проблем субкультур и самое главное поспособствуем творческой реализации многих неформалов, что приведёт к рождению новых коллективов, поможет самоопределиться и встать на дальнейший профессиональный путь многим творчески – активным людям.
Читать полностью…

Язычество – субкультура?

Язычество – субкультура?

Актуализация проблем современных субкультур и неоязычества сегодня бесспорна. В исследовательских работах наметилась чёткая корреляция в этих вопросах. Так появилась ряд работ, где неоязычество маркируется как субкультура, в некоторых других работах данному явлению навязывается ярлык секта. Совершенно необоснованно утверждение о причастности современных неоязычников к субкультурам. Такие тезисы можно встретить в работах: А. Гайдукова «Молодёжная субкультура неоязычников в Петербурге», М.Л. Пушной «Методы исследования региональных субкультур на примере неоязычества». Подобные утверждения прозвучали в телепередаче на канале Россия 24. Так в сентябре 2010 года в передаче «Церковь и мир» утверждалось о субкультурной принадлежности современных неоязычников. Характерно, что проблематика субкультур и неоязычества стоит на периферии многих гуманитарных наук: социологии, культурологии, педагогики, теологии. Попытки анализа этих явлений исследователями различных школ приводит к ассимилированию различных, на наш взгляд, явлений. И что самое интересное в данном вопросе, это то, что некоторыми неоязычниками, к примеру, Драгославой, рассматривается проблема субкультур в неоязычестве, в рамках моделирования идеологических постулатов, на новый лад! Видимо, данные авторы, отходят от определения субкультуры в своих анализах, и чрезвычайно не компетентны в вопросах славянской культуры.
Субкультура подразумевает под собой подкультуру, кальку, проекционную модель с чего-либо! Субкультура — форма организации молодежи как автономного целостного образования внутри господствующей культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами (2; стр. 23). Культура — определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность (4; стр. 36).
Культура, хоть в археологическом ракурсе (Черняховская культура), хоть в общепринятом значении (Славянская культура), подразумевает под собой ряд элементов, доминантных признаков, присущих тому или иному этносу или ряду этносов. Давайте рассмотрим, как соотносятся данные явления. Начнём с субкультур.
Каждая субкультура имеет свой доминантный ряд, это без чего мы не можем характеризовать явление как субкультурное? Это атрибутика, это перстни, кулоны, эзотерические символы (к примеру, пацифик), символы самопрезентации (как у Панков анархия) и многие другие элементы из разных культур. Чаще всего субкультура выходит из музыкального направления (Эмо – кор, панк рок, металл). Членами субкультур становятся лица от 14 до 20 лет. Реже до 22-24 лет. Представитель субкультур часто использует средства выделения из общества. Это пирсинг, татуировки, сленг и многое другое. Теперь сопоставим современное явление неоязычества с нормами присущими для любой субкультуры.
Кое символико-атрибутивное поле у неоязычника? Это солярные, родовые или тотемные символы, взятые из культурного наследия русского этноса, славянская орнаментированная рубаха, длинные волосы и борода. Исходя из антропологических и этнографических реконструкций 9-12 века современный язычник, выглядит как язычник того времени. Причисление солярных символов к «символам Гитлера» не правомерно, не научно, и не целесообразно. Так в исследовательских работах по Уймонским староверам, этот символ встречается повсеместно на одеждах и предметах быта (5; стр. 70). Исчерпывающее доказательство распространенности этого символа — это царские купюры периода правления Николая II. Но в рамках современного законодательства это вопрос попал в разряд не политкорректных. Длинные волосы и борода у мужчины, до начала 18 века на Руси было нормой. Стрижка волос и бороды считалось постыдным. Так, если не росла борода, то с таким человеком не имели дел. Борода и длинные волосы это инициационный признак взрослого человека. Музыкальное направление folk metal, как музыкальный жанр проработан очень неплохо, тут сильная сторона отнесённости неоязычников к субкультурам, но, как правило, этот жанр распространён среде бонхедов и металлистов, а не в среде неоязычников как таковых. Возрастная группа неоязычников заметно отличается от субкультурных норм, так в это социальной среде можно встретить лиц от 18 лет. Это вызвано тем фактором, что мировоззренческое поле современных неоязычников затрагивает многие вопросы философии, фольклористики, истории, археологии и прочих наук. Неоязычники, не выделяются из общества, не эпатируют. Редко кто ходит в расписных рубахах по улицам города. Разве что странник Никитин, да некоторые главы общин, но всем этим людям далеко за 30. Чаще всего вы не опознаете на улице приверженца неоязычества. Пирсинг, татуировки и сленг, не правомерен по отношению к неоязычеству, так как пирсинг у них отождествляется с племенами Африки, тату с клемированием животных. К вопросу о сленге, который многие исследователи считают субкултурным. Такие термины как: треба, крыница, крадирование, посолонь и многие другие. Такой подход к лексике неоязычников не правомерен. Все термины взяты из фольклорного прошлого нашей родины! Требница, как книга молитв, известна у первых служителей христианской церкви на Руси. В эту книгу записывали молитвы. Крыница – это колодец. «Сленг» неоязычников не, что иное, как теологические термины!
Так что же такое современное язычество? Так неоязычество оно и есть неоязычество. Это вера людей, а не субкультура. Некоторые моменты современного неоязычества, больше напоминает религию, местами секту, местами шаманизм, но не субкультуру. Если рассматривать неоязычество, то не с точки зрения субкультуры, а с точки зрения религиозных учений, коих, бытует огромнейшее количество на территории нашей страны. А это значит что рассмотрение всего явления неоязычества, как нечто общего, будет ошибкой. Так, нельзя сопоставлять КПЕ и Инглингов и ССО, как нельзя сопоставлять культы личностей, таких как Трехлебова и Всеслава. Это всё разные теолого-культурологические явления. Авторы субкультурной теории стараясь выявить типологическое в этих явлениях, ударились в совершенно недопустимы сопоставления и аналогии. То, что является культурой, нельзя подстраивать под рамки подкультуры, так современные ноязычники изучают, моделируют Славяно-русскую культуру. Естественно неоязычество понимает, что в современном мире язычник будет с приставкой «neo», но от этого он не стане меньше любить свою землю, свой народ, свою культурную память и это совершенно не значит, что он будет отвергать компьютер, телефон и машину. Во многих странах язычество имеет официальный статус (Индуизм, Японское язычество).
Не нужно равнять бонхедов, фольк металлистов, некоторые клубы реконструкции язычества (в рамках ролевой субкультуры), с собственно неоязычниками, это исторически, социально и формально разные явления. Я понимаю желание служителей церкви, проявившим интерес к этому явлению, назвать это движение субкультурой. Тогда уж их нужно называть сектантами, что конечно более правомерно, но, тем не менее, такой подход не раскроет всей сути неоязычества.
За 1000 лет православия, нормы и грани язычества стёрлись, потускнели и позабылись, но этот явление всё ещё можно моделировать, но для этого необходимо огромнейшее количество источников по всему спектру гуманитарных наук. И только такой подход в итоге приведёт к нормам славянского языческого сознания, приведёт к пониманию того, чем было для наших предков язычество.
Как видно из статьи, неоязычество это больше культурологическое и теологическое явление, нежели субкультурное. Рассмотрение этих явлений в одной парадигмальной связке, возможно только для характеристики отдельно взятых бонхедов, некоторых клубов исторической реконструкции и металлистов слушающих folk metal.
Читать полностью…

Гендерные роли в субкультурах.

Гендерные роли в субкультурах.

Основополагающий аспект, характеризующий субкультуры, это протест против норм, принятых в обществе. Соответственно и стереотипы гендерного поведения в молодёжных субкультурах заметно отличаются от общепринятых, а зачастую мы видим полное форматирование гендерных ролей. Напомню, что стереотипы гендерных ролей заключаются в том, что мужчина — мужественен, лидер, прагматик и т.п., девушка, пассивна, хозяйка, аккуратна и т.п.. После периода эмансипации и миграции культурных ценностей из техногенной цивилизации, говорить об одной модели типологии гендерных ролей в обществе, не приходится. Соответственно, в подкультурах тоже нет единой типологии. Можно лишь отметить, что в парадигмальном контексте, в субкультурах личность растворяется, что приводит к затруднению дифференциации критериев гендерных мотивов. Маскулинные и фемининные роли зачастую сливаются. Но и гендерный синтез, как типологическое в молодёжных движениях, не характеризует субкультуры в полной мере. Так, исходя из кальки «неформал», можно заключить, что принцип субкультурных движений в не нормативности. Так один неформал сказал: «если ты на левом берегу, то я на правом, если ты на правом, то я на левом». Это нас отсылает к проблеме «попсы» в субкультурах. То, что популярно, то массово, что массово, то не субкультурно. Это, как субкультурнообразующий фактор, не раз уже приводил к «опопсению» многих субкультур. Часто можно проводить аналогию с музыкальными коллективами такими как «Rammstein» и «Lacrimosa» и многими другими.
Поэтому нормы поведения не могут быть статичным явлением, они, как и все субкультуры, являются динамичным явлением. За исключением, конечно же «мёртвых субкультур». Проанализируем основные субкультуры.
Так Рокеры и металлисты, да и Байкеры, это сугубо маскульные объединения, не изолированные от фемининных проявлений. Но зачастую, феминность стирается в таких субкультурх. В частности, маскульные ценности, а это сила, выносливость, не слащавая внешность и не в коем случае гламурность, в феминильнных проявлениях естественно, пройдя адаптационный период, заметно ассимилирует. Так, это особенно маркируется в атрибутивном плане: обувь на высокой платформе, часто берцы, менее заметно это в куртках и штанах. Чаще всего мы видим моду унисекс. Нет градаций в собственно субкультурной атрибутике, в браслетах, ошейниках, кулонах, мы видим полную зависимость от норм атрибутики той или оной субкультуры. Интересным феноменом являются серьги. Серьги, как Бытовой и культурный феномен присущ не только женщинам, так если затрагивать социально-исторически культуру казачества, там это распространённый атрибут и у мужчин. Но в рамках современного сознания, естественно, серьги маркируются, как чисто фимининный атрибут. В этом ключе наличие у юношей различных типов серег, подтверждает тезис о гендерных ассимиляциях в рамках многих субкультур. Ещё один, безусловно, фемининный атрибут у юношей, это длинные волосы. Не будем делать культурно-исторические ремарки, в данном контексте они не так необходимы, скажем лишь то, что это своеобразное маскулинное выделение, на фоне других не субкультрно окрашенных индивидуумов. Длинные волосы как атрибут, безусловно, относится к элементу эпатирования, но, тем не менее, ни как не снимает в глазах современного общества, вопрос о сексуальной ориентации, и некоторые другие вопросы. Есть очень характерный жанровый элемент в роке, это глэм рок. Но, его чаще всего нужно рассматривать как эпатажно-коммерческий ход той или иной музыкальной группы.
Часто в рамках подросткового максимализма и общих психологических элементов «Потерянности» или «Исключённости из общества» по принципу, физических или эмоционально — психологических недостатков, индивид ищет спасение в субкультурах. И тем самым, сам вещает на себя такие ярлыки, Так, часто девушки, физически не стройные, приходят в субкультуры. Это наблюдение относится далеко не ко всем субкультурам. Так девушки, приходя в субкультуры, слушая тексты песен русского рока, где в последнее время много поётся об однополых отношениях, и моделируя поведение сильного пола, зачастую перенимают большой спектр эмоционально-психологических доминатов. И это один из мотивов начала гомосексуальных отношений. Чаше всего это проявляется в феминных отношениях, так иногда ассимиляция происходит в полной мере. Зачастую гомосексуальная любовь это тот же эпатаж, реже такой тип гендерных отношений остаётся на всю жизнь.
Есть некоторые характерные особенности гендерного поведения в агрессивных субкультурах. Это субкультуры скинхедов, футбольных фанатов и гопников. Тут гендерные роли ассимилируют, и выражаясь языком А.Азимова, появляется средний пол. Данное утрирование применимо, конечно же для крайностей, так скажем девушка скинхед, очень часто бреет голову, носит камелоты, подвёрнутые джинсы и т.п. атрибутику, и в случае необходимости, дерётся наравне со всеми бритоголовыми. Но в этих субкультурах, такая ассимиляция вызвана идеологией или собственно субкультурными нормами поведения. Стоит отметить, что женская особа, гендерно самопрезентирует себя на минимальном уровне, дабы подчеркнуть разницу между полами.
Интересное проявление гендерных ролей можно встретить в субкультурах готов и эмо. Так, скажем у готов, происходит синтез гендерных ролей не при доминирующем маскульном начале. Так в субкультуре принято на уровне макияжа и на уровне одежды доминирующее начало феменинных базовых моделей. Нужно сразу оговориться, что под базовой моделью я понимаю нормы принятые в современном обществе. Так скажем субкультуры готов, часто используют фасон одежды принятый в позднем средневековье и в новое время, а из истории мы знаем, что тогда красились как мужчины, так и женщины, и то что многие элементы мужского костюма были с кружевами, рюшечками, мужчины носили чулки и т.п.. Так стоит подчеркнуть, что тёмные романтики, копируют лишь культурный слой, который воспринимается обывателями не объективно, но, тем не менее, факт вызывает не малый интерес. Ещё один момент, на котором я бы хотел остановиться, это БДСМ в субкультуре готов. Как Вы понимает, в данном сексуальном развлечение, процессы доминирования гендерно не всегда определены однозначно.
Что касается субкультуры эмо, то тут мы видим полный симбиоз гендерных ролей. Так определить зачастую, кто есть кто очень проблематично. Бисексуальность в данной субкультуре норма поведения, где мальчики и девочки носят одну и ту же причёску, одежду, атрибутику, а так как вторичные половые признаки в силу раннего подросткового периода ещё не сформировались, определить гендерную принадлежность, даже специалисту не всегда удаётся. Конечно более зрелых индивидуумов, легко дифференцировать. Представляется что гендерность смешивается на базе основополагающего для этой субкультуре тезиса об эмоциональности натуры и «детскости» поведения.
Как можно заметить, субкультуры это обширное культурное и подкультурное поле, где часто гендерные роли маркируются иначе, нежели то, как это понимает среднестатистический обыватель. Так происходит бессознательная, реже сознательная ассимиляция в доминирующею гендерную роль в той или иной субкультуре. Чаще всего ассимиляция происходит из фемининных ценностей в маскульные с сохранением традиционной сексуальной ориентации. Но есть исключения. Целью статьи не было всестороннее изучение гендерных ролей в субкультурах, а лишь обозначение интереснейшей проблемы в изучении субкультур.
Читать полностью…

Готы. Так всё же, кто они?

Готы. Так всё же, кто они?
Чаща терпения переполнилась. В данном вопросе царит полныйбардак. Нет единоначатия, нет конвенционности. СМИ говорят и трактуют одно, готметаллисты ругают СМИи всёинтерпретируют по своему, херки чешут репу, и так не чего и не поняв, плюют напроблему. Только одни готы понимают, откуда растут ноги и матерятся в голос, нокак всегда бывает, их голос в меньшинстве, потому не котируется. Да, я заявляюпрямо, то, что СМИ называет готами, по факту 3 разных субкультуры! Родовым понятием,естественно, являются готы, следом идут видовые субкультуры, гот металлистов итолько потом херки. Метафорично изъясняясь, готы это личности, гот металлистыэто их зеркальное отражение, а херки это кривые зеркала… Получается, что СМИвыдаёт основы кривых зеркал, смело заявляя, что это готы. Опять возвращаемся кзлополучному акту каннибализма, где фигуранты дела гот и эмо. Это если веритьСМИ. Через это раздутое через СМИ уголовное дело, пытаются подготовитьобщественное мнение, о потенциальном вреде субкультур готов и эмо. И тем самымутвердить законопроект о запрете субкультур в глазах россиян. Вот скажите, гдеВы видели, что бы эмо с готами тусовались вместе, да при этом, сообща, пошли намокрое дело? Бред, они не переваривают друг друга ни гот металлисты, не темпаче готы, рядом с эмо не появляются. Теперь скажите, кто дифференцировал ихкак готов и эмо? Они сами? После заключения специалиста в области субкультур поданному факту, можно будет дальше продолжать этот разговор. Но представляется,что эти молодые люди, психически не вменяемы. К сожалению, такие случаи в моейпрактике случалось дважды. Психически больные молодые люди, выдавали себяготов, гламур-готов и ещё Боги разбери кого. После многочасовых бесед, быливыявлены явные психические отклонения. И что, после этих случаев, каждого с«жёлтой карточкой», считать готом? Пока СМИ не научится точно оперироватьтерминами, у них херки будут готами, а бонхеды, скинхедами. Пока бинарностивыворачиваются на изнанку, формируется общественное мнение. Школьные педагогине в состоянии разрубить Гордеев узел, педагоги ВУЗов не готовят должнымобразом будущих педагогов к правильному восприятию субкультур. До сих пор будетэтот бардак.
Итак, будуразжёвывать, популярно! Готы как субкультура появилась на заре постпанка. Впервую очередь, готика это тёмный рок-н-ролл! Не удивительно, что готы это теже панки, отсюда готы выбривают виски, то есть культура эракезов, для нихэтическая норма, когда так скажем, для гот металлистов, хаер должен бытьцельным и желательно ярко чёрного цвета. Готы не депрессивные, не замкнутыеличности, и называть их экстравертами, будет глупостью. Это развитые личности,интеллектуалы, хорошо разбираются в гуманитарных науках. Сказать, что ихзахватывает барокко, готический роман, вампиризм, будет ошибкой. Нет, я бысказал, что готы отличные эстеты. У них великолепное чувство гармонии. Одежда иатрибуты готов достаточно дорогостоящи, что бы такой шик себе позволилипровинциальные подростки (хотя единичные случаи бывают). А вот сказать, что готыв своём имидже используют элементы от позднего средневековья до эпохипросвещения, будет правомерно. Хотя нужно отметить, что многие готы любятпирсинг. При всём видовом многообразиисубкультуры готов (это и кибер и фетиш и тектоник и ещё целая отрасльвсевозможных готов), они органичны и последовательны. Цельность гот движенияможно наблюдать в Англии и Германии. Гот музыка не депрессивная, неоднообразная, а, как и полагается жанру рок-н-ролла, весела и жизнерадостна.Излюбленные цвета не чёрный, как это принято считать у зомбообывателей, акрасно-бело-чёрные, у приверженцев дарк электро вообще приемлемы все кислотныецвета (пережиток рэйв субкультуры). Я бы не сказал что Анкх, являетсяосновополагающим символом субкультуры готов. Да после выхода в свет фильма:«Голод» этот символ стал популярным, но сейчас в атрибутике готов можновстретить и знак радиации. Для прослушивания настоятельно рекомендую следующиегруппы:
Siouxsie & the Banshees,Bauhaus, Sex Gang Children, Joy Division, Southern Death.
Вот эта субкультура, на просторах нашей родины представленане так обильно, как хотелось бы. Но на неё спускают всех собак. Ключ кпониманию готов, в их музыке, всё остальное вторично и не основополагающе.
Вторичное явление вготической культуре этоgothrock. Или употребляя наш термин, готикметаллисты. При тех же идеологических посылках, мы всё же получаем совершеннодругую субкультуру. Да, и такое бывает. Готика породила музыку gothrock, с ней же новою субкультуру. Вродеголова одна, а тело выросло у всех по-разному. Готик металлистам присущеагрессивность, депрессивность, одиночество. Их, так же как и готов интересуетготическая культура, но с глобальным уклоном в тёмную сторону. Анкх, основа этосубкультуры. Отсюда увлечение Вампиризмом, интерес к кладбищам.Готик металлисты в имидже любят шипы. Многиеих называю тёмными романтиками, и совершенно справедливо. Находясь на кладбища(погостники), не рушат могилы, просто они любят тишину и атмосферу покоя.Увлекаясь вампиризмом, гот металлистов интересует быт и мировоззрениевампиров.Готический роман, как жанр,как раз подходит для гот металлистов, как моделирующий пространство подходящийдля этой субкультуры. Гот металлисты мрачноваты, часто используют грим, но вотличие от херок по крайней мере знают принцип нанесения грима. Всё же вотличие от готов, они имеют менее развитую эстетическую, да и психологическуюсистему. Ввиду этого факта, в сравнение с готом, гот металлист, будетсмотреться более тускло. Музыка гот металл отличается симфоничностью, присутствиеженского вокала, (часто вокал разделён по принципу гендерных ролей и носитнегласное название «Красавица и чудовище») присутствуют вставки их классики иоперы. Вотсписокрекомендуемыйкпрослушиванию: Epica, Sirenia, Tristania, Theater of tragedy,Macbeth, Lacrimosa. Готметаллисты имеют другой, в отличие от готов, склад ума. К сожалению, он менеегибок и пластичен. Но, безусловно, лучшие представители этой субкультуры, а этотолько те, кто в изучении своей субкультуры, поднимает все пласты знаний, а нетолько собственно музыкальные, очень неординарные люди.
Итак, кривые зеркалана всю готическую культуру. Дамы и господа, с великим сожалением, представляюВам, херки! Это то, что Вам выдают за готическую культуру, это детская пародия,на гот металлистов, очень маловероятно, что они вообще слышали о готах. Херкина каждом углу кричат о своих любимых «готик» группах, а такие все, что онислушают, неумело и очень не красиво подражают гот металлистам. Изначальнохерками называли поклонниц группы HIM, которые в один голос относили этугруппу к готическим. Над ними смеялись, им доказывали, объясняли, что HIM это не готика, всё рассыпалось впрах о стену юношеского максимализма. Сейчас же херками называют тех, ктокрайне не удачно, а чаще просто забавно скопировал готов. Это рваные шерстяныеколготки, размытый грим и прочее, прочее, прочее. Представители этойсубкультуры не имеют ни вкуса, ни денег, ни знаний для того, что бы бытьполноправными представителями общей готической культуры. Вот херки ипаразитируют на теме смерти, а собственно суициде (как правило, они страшно боятсясмерти и упоминая суицид, а иногда и симулируя его, привлекают к своей личностивнимание). Вот именно они не верно истолковывают вампиризм (пытаются играть ввампиров, на одном видео даже режут себе языки и потом слизывают кровь сязыка), на семиотическом уровне творят идеологический беспредел. Да чтоговорить и распыляться, они не так далеко ушли от позеров. Да и средний возрастучастников сей замечательной субкультуры, не так велик 12-16 лет.
Вот такимсовершенно не научным образом, я бы даже сказал, популяризируя яблоки и груши,мы рассмотрели злобные экстремистские сообщества, имеющие своей целью захватмира… Бойтесь анкеров, они везде, это тайная масонская организация! Если Выувидели анкера, подставьте ему шею и прошепчите: «я готов, мой господин»! Ну, аесли вы считаете последние 3 предложения мои маразмом, можете себе представить,как я отношусь к статьям о готах в СМИ.
Читать полностью…

Некоторые особенности развития неформального движения сегодня.

Некоторые особенности развития неформального движения сегодня.

Думаю не нужно говорить, что субкультуры это динамический процесс? Идёт постоянный процесс развития отдельных ветвей субкультур, появление новых и модернизации старых. Опытному наблюдателю, в общих чертах, понятны основные тенденции развития неформалов. В отличии, скажем, от тех, кто только вступил в ту или иную субкультуру. Я постараюсь раскрыть основные тенденции, проблемы и явления в неформальной среде нашей страны.

Читать полностью…

О Субкультурах (Верная Анастасия)

О субкультурах

Моя статья рассказывает об особой части общественной культуры, об ее ответвлениях – субкультурах, и об ее представителях в частности. Молодежных неформальных движений множество. Я рассмотрела только некоторые из них, но, на мой взгляд, они ярче всего раскрывают само явление. Проблематика проекта – выяснение и анализ причин ухода подростков в различные неформальные движения, причины и смысл образования новых субкультур. Работу сопровождает презентация с фотографиями представителей субкультур и, для особо заинтересовавшихся темой — наглядное приложение. Все материалы и приложения – мой личный опыт: статьи, фотографии.

Я написала эту статью по нескольким причинам. Во-первых, она интересна как мне, представителю сразу нескольких субкультур, так и другим людям. Во-вторых, в наше время эта тема крайне актуальна. Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни. Рассказать как можно больше, объяснить суть субкультур и осветить хотя бы с нескольких сторон психологию неформальных движений среди молодежи – это цель моей работы.

Я уверена, что каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур.
Читать полностью…

Слэм

На концертах происходит огромный выброс энергии: заводящие рифы гитар, убийственная дробь кардана, киловатты звука… Слэм это своеобразная обратная связь толпы и музыкантов. Это признак того, что музыка нравится, что от неё «колбасит».

Слэм – это довольно жесткая форма физического контакта между людьми. Участие в концертном рубилове, где рядом с тобой находятся другие парни и девчонки…
Читать полностью…

Молодежные субкультуры в современной России. В.А. Луков

 

Исследования молодежных субкультур. Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Частью это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Частью важно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены (по крайней мере на поверхности) в формах социальной и культурной активности молодого поколения.

Читать полностью…

эмо и готы вне закона ( Статья в газете КомерсантЪ)

Законодательно запретить детям свободно пользоваться интернетом, появляться на улицах после 22.00 под страхом наказания родителей, отмечать «заимствованные» праздники — Хэллоуин и День святого Валентина. Такие меры предусмотрены в концепции государственной политики по воспитанию подрастающего поколения, которая вчера обсуждалась в Государственной думе.
Читать полностью…